• Главная
  • Метод
  • Публикации
  • Эффективность применения непроизвольной адаптивной саморегуляции (биоакустической коррекции) для лечения детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью.

Эффективность применения непроизвольной адаптивной саморегуляции (биоакустической коррекции) для лечения детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью.

Эффективность применения непроизвольной адаптивной саморегуляции (биоакустической коррекции) для лечения детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью.

В настоящее время показана эффективность применения метода  адаптивной саморегуляци (АС) с внешней обратной связью по ЭЭГ для диагностики и лечения детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью (СНВГ). Однако, анализ литературы по нейробиоуправлению указывает на то, что увеличение эффективности метода возможно за счет введения стратегий регулирования ЭЭГ, в которых бы учитывалась неповторимость биоэлектрической активности мозга каждого пациента.

Загрузить

ООО "Клиника биоакустической коррекции"
Москва, 1-й Басманный пер., д. 5/20, стр. 2
+7 (916) 966 91 11

Трушина В. Н., Константинов К. В., Клименко В. М.

ГУ НИИ экспериментальной медицины НИИЭМ РАМН, СПб.

В настоящее время показана эффективность применения метода  адаптивной саморегуляци (АС) с внешней обратной связью по ЭЭГ для диагностики и лечения детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью (СНВГ). Однако, анализ литературы по нейробиоуправлению указывает на то, что увеличение эффективности метода возможно за счет введения стратегий регулирования ЭЭГ, в которых бы учитывалась неповторимость биоэлектрической активности мозга каждого пациента. Таким направлением коррекции функционального состояния мозга показал себя метод непроизвольной адаптивной саморегуляции БЭА головного мозга на основе акустической ЭЭГ-зависимой стимуляции (биоакустическая коррекция – БАК). Коррекция достигается процедурами прослушивания звукового образа БЭА головного мозга в реальном времени, который создается на основе текущего компьютерного преобразования ЭЭГ в звук путем транспонирования спектра колебаний в область частот звукового диапазона. При данном методе преобразования ЭЭГ, в звуковом образе электрической активности мозга полностью сохраняются исходные соотношения основных параметров сигнала ЭЭГ, а также целостность ее пространственно-временной структуры. Целью настоящей работы являлось исследование эффективности применения БАК для реабилитации детей с СНВГ. Данные получены в результате комплексного обследования 54 детей с СНВГ, в том числе 41 мальчик (76 %) и 13 девочек (24 %),  средний возраст 8,7±1,2 года. В ходе исследования дети не принимали психостимуляторы или антидепрессанты.

Для выявления и  оценки выраженности клинических симптомов СНВГ у ребенка в работе использовали структурированный диагностический опросник  Уэндера (1998г.) для родителей. В начале курса процедур БАК у всех детей наблюдался повышенный уровень клинических симптомов СНВГ: невнимательность, импульсивность, гиперактивность, значения которых практически достигали максимально возможных величин (max невнимательность - 6 признаков, max импульсивность - 4 признака, max гиперактивность - 4 признака). После проведения курса процедур БАК у всех детей наблюдалось достоверное снижение значений показателя невнимательности с 5,52±0,51 до 2,61±0,71 (р<0,01), показателя импульсивности с 3,39±0,90 до 1,30±0,32  (р<0,01), показателя гиперактивности с 3,65±0,43 до 1,70±0,32  (р<0,01).

Оценка степени тяжести заболевания проводилась по шкале SNAP – IV (1992 г.), которая  позволяет в баллах оценить степень невнимательности, гиперактивности, импульсивности. Динамика средних значений показателей шкалы SNAP-IV у детей в исследуемой группе: степень невнимательности  до лечения составила 2,03±0,35 балла , после курса лечебных сеансов 1,52±0,34 (р<0,01) балла;  степень гиперактивности -  до лечения 1,83±0,51балла, после 1,34±0, 42 (р<0,05); степень  импульсивности -  до лечения 1,60±0,64балла, после  до 1,01±0,45 (р<0,01). Нарушение внимания является базовым симптомом СНВГ, поэтому акцент на нем в диагностике является правомочным. В данной работе использовались два теста: тест «корректурная проба» и модифицированный тест «TOVA».  При исследовании функции внимания по  тесту «корректурная проба» (обследование проведено у 23 пациентов) нами было обнаружено, что до лечебного курса процедур БАК на выполнение корректурной пробы 7 детей затратили по 27-32 минуты, допустив 18-25 ошибок, 9 детей уложились в норму по времени выполнения теста, но допустили по 28-39 ошибки, 5 детей выполнили только 30% теста, допустив ошибки и отказавшись от дальнейшего проведения пробы. После проведения курса процедур БАК 17 пациентов уложились в норму по времени и по количеству допущенных ошибок;  4 детей выполнили задание, уложившись по времени, допустив по 12-16 ошибок; 2 детей выполнили задание за 19 и 22 минуты, допустив, соответственно по 13 и 11 ошибок (здоровые дети в возрастной группе 9-11 лет выполняют тест за 12-15 минут, количество допустимых ошибок 10-16). Модифицированный тест «TOVA» использовали до лечения и после проведения курса лечебных сеансов  (исследование проведено у 35 пациентов). Значимые и незначимые  стимулы предъявлялись в случайном порядке и с одинаковой вероятностью. Длительность экспозиции каждого стимула составляла 150 мсек, межстимульный интервал 1200 мсек. Во всех тестах предлагалось 110 предъявлений. По данным теста «TOVA» проведение сеансов  БАК привело к значимому улучшению показателей внимание. Количество ошибок невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов)  сократилось с 13,8± 9,4 до 4,2± 2,9 (р<0,05); число ложных реакций достоверно уменьшилось с 15,4±9,3 до 4,6±3,3 (р<0,01); время реакции снизилось с 569,47±155,4 до 481,4±432 (р<0,05); уменьшилась дисперсия времени ответов  с 156,8±44,6 до 98,6±23,1.

Каждому ребенку проводилось по 10-12 сеансов БАК. Сеансы заключались в прослушивании  текущей звуковой картины собственной БЭА головного мозга в реальном времени. Регистрацию ЭЭГ (с частотой дискретизации 250 Гц) осуществляли посредством двух биполярных отведений с правого и левого полушарий. Хлорсеребряные электроды располагались в соответствии с международной системой «10-20» в точках Fp 1, Fp 2 (лобные отведения) и O 1, O 2 (затылочные отведения). Все дети, перед началом процедуры, получали единственное задание: «Сидеть с закрытыми глазами и слушать работу собственного мозга». Продолжительность первых сеансов составляла 8-12 минут, затем время постепенно увеличивали до 15-20 минут. Сеансы проводили через день. Анализ БЭА проводили на основе периодометрического анализа.

В начале курса процедур биоакустической коррекции в биоэлектрической активности головного мозга наблюдалось доминирование тета – диапазона у 42 детей (77,8 %), выраженность доли периодов составляла 30,8%  ± 5,3, выраженность доли периодов бета-активности составляла 18 % ± 11,6. Соотношение тета- ритма и бета- ритма в лобных отведениях в исследуемой группе до курса составило 5,12. После проведения сеансов наблюдалось достоверное (р<0,05) уменьшение доли периодов тета-активности колебаний ЭЭГ у 34 детей  до 23,13% ± 5,1. Для 12-ти человек изменения уровня тета-активности были недостоверны: 27,4% ± 7,9 в начале курса процедур и 30,7% ±7,5 в конце курса процедур. Выраженность доли периодов в области бета диапазона после курса достоверно (р<0,05) повысилась у 30-ти пациентов до 23,7%± 5,0.  Для 7-ми пациентов изменения доли периодов колебаний бета-активности были недостоверны: 27,7% ± 3,4 в начале курса процедур и 21,3% ± 3,3 в конце курса процедур. Соотношение тета/бета ритма после курса 2,45 (в № у здоровых детей в возрасте 9-11 лет в среднем- 2,67).

При анализе функционального состояния нервной системы большое значение предавалось альфа активности. К концу курса процедур у 35-ти детей регистрировалось достоверное (р<0,05) увеличение доли периодов колебаний альфа-ритма с 34,88%± 10,7 до 53,4% ± 14,2 в затылочных отведениях, альфа – ритм преобрел веретенообразную форму. У 16-ти детей изменения уровня альфа-активности были недостоверны: 65,3% ± 10,3 в начале курса процедур и 60,2% ±10,4 в конце курса процедур. Наиболее выраженные изменения в ходе курса процедур биоакустической коррекции претерпел параметр асимметрии распределений периодов колебаний ЭЭГ. У 45-ти пациентов регистрировалось достоверное (р<0,05) уменьшение значения показателя асимметрии в лобных отведениях с ΣΔР=24,4± 9,9 до ΣΔР= 14,4± 4,46 после лечения. В затылочных отведениях с 26,7± 12,1  до 13,7± 3,18 после лечения. У 4 пациентов наблюдалась тенденция к увеличению показателя асимметрии с ΣΔР = 11,7 ± 5,6 до ΣΔР = 18,0 ± 7,8 в затылочных отведениях, однако, эти изменения были недостоверны. Проведения курса БАК снижает количество клинических признаков СНВГ и степень выраженности симптомов заболевания.

Лечебные сеансы БАК приводят к достоверному улучшению показателей функции внимания, что находит выражение в улучшении специфических критериев внимания. В ходе процедур БАК наблюдается реорганизация показателей БЭА головного мозга, которая проявляется уменьшением индекса невнимательности (соотношение тета /бета ритма); снижением уровня межполушарной асимметрии спектров ЭЭГ;  увеличением доли ритмических составляющих ЭЭГ за счет увеличения доли периодов альфа-диапазона; приобретение альфа ритмом  структурированности в затылочных отведениях.

Назад

Остались вопросы?

* - обязательные для заполнения поля

Популярные услуги: Показания | Лечебный эффект | Обучение

Москва, 1-й Басманный пер., д.5/20, стр.2
E-mail: info@sinhros.ru
Телефоны: 8 (800) 20-134-02