Теоретические и прикладные исследования в области детской неврологии, специальной психологии и логопедии не снизили актуальности разработки новых подходов и методов лечения детей с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза.
- Главная
- Метод
- Публикации
- Влияние биоакустической коррекции в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
Влияние биоакустической коррекции в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
18.05.2017
Д.Б. Мирошников*, А.Н. Соколов**, В.М. Шайтор****, Е.А. Пономарева***, К.В. Константинов*
*ГУ НИИ экспериментальной медицины РАМН
**РГПУ им. А.И. Герцена
*** ГУЗ ГП №38
**** МАПО
Теоретические и прикладные исследования в области детской неврологии, специальной психологии и логопедии не снизили актуальности разработки новых подходов и методов лечения детей с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза.
В работах К.С. Лебединской, 1982; В.В. Лебединского, 1985; И.И. Мамайчук, 2003; В.И. Лубовского, 2003 и др. отмечается ряд специфических особенностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, приспособительного поведения и личности в целом у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
В настоящее время особую актуальность приобретает использование метода биоакустической коррекции (БАК) в коррекционно-реабилитационной работе с детьми с ЗПР. Биоакустическая коррекция является эффективным немедикоментозным методом лечения, позволяющим (практически при отсутствии побочных эффектов) восстанавливать психоэмоциональное состояние за счет непроизвольной саморегуляции функционального состояния центральной нервной системы. В методе БАК реализован способ акустической ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи, которая достигается использованием оригинального преобразования текущей биоэлектрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона и предъявления этого звука пациенту в реальном времени. Использование принципа непроизвольной саморегуляции делает возможным его применение без возрастных ограничений, а также при нарушениях эмоционально-волевой и когнитивной сферы психической деятельности.
В настоящем исследовании представлены результаты психолого-педагогической оценки эффектов использования сеансов БАК на фоне коррекционно-развивающих занятий и медикаментозного лечения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Под наблюдением находились 12 детей в возрасте от 4 до 7 лет и 20 детей от 4 до 7 лет - контрольная группа, в которой сеансы БАК не проводились. Диагноз - задержка психического и речевого развития на резидуально-органическом фоне, устанавливался на основании критериев МКБ-10. Оценку нарушений эмоционально-волевой сферы производили по методике А.Н. Соколова (максимальные нарушения – 5 баллов) Все дети (включая контрольную группу) до прохождения сеансов БАК и комплексного лечебно-педагогического курса в течение года лечились и обучались с использованием традиционных лечебных и коррекционных развивающих технологий, при незначительной динамике в развитии психической, речевой и эмоционально-волевой сферах.
Сущность предлагаемого способа лечения детей с ЗПР состоит в оптимизации комплексной восстановительной терапии за счет включения в схему сеансов БАК. Продолжительность процедуры 15-20 минут. Сеансы проводились 2-3 раза в неделю, среднее количество 10-15 сеансов за курс. Все дети с ЗПР проходили предварительное неврологическое, психофизиологическое, психологическое и логопедическое обследование.
По результатам неврологического и психолого-педагогического обследования было выделено 2 группы детей.
К 1-ой группе были отнесены дети с выраженным недоразвитием познавательной деятельности и эмоционально-волевой незрелостью. У данной группы детей отмечались при сохранной сенсорной сфере недоразвитие вербальной памяти, наглядно-образного и абстрактного мышления и речи. По данным обследования у 2-х детей состояние речи соответствует 1 уровню речевого развития (речь не выступала как средство общения; неразборчивая, малопонятная. Словарь - скудный, ограничен звуковыми комплексами и лепетными словами). У 4-х детей наблюдались элементы общеупотребительной речи (2 уровень речевого развития), простые предложения с искажением грамматических конструкций. Свободное высказывание из-за большого количества нарушенных звуков и аграмматизмов чаще непонятно для окружающих. У всех детей наблюдалась незрелость эмоционально-волевой сферы, характеризующаяся заметной примитивностью эмоций, психоэмоциональной лабильностью, тревожностью, склонностью к аффекту и агрессиям.
Во 2 группу вошли дети, у которых незрелость познавательной и эмоционально-волевой сфер сочеталась с коммуникативными и социально-поведенческими расстройствами. Речевое развитие у 2-х детей - 1 уровень речевого развития, у 4-х детей – 2 уровень речевого развития. У детей отмечалась, кроме выраженного недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой незрелости: социальная неприспособленность, изоляция от сверстников, тревога, настороженность при контактах, ограничения в общении, стереотипии в поведении, аффективные реакции, склонность к агрессии и аутоагрессии.
Как показали результаты лечебно-педагогической реабилитации, максимально выражен-ный эффект от сеансов БАК и коррекционно-развивающих занятий у всех детей в первую очередь коснулся эмоциональной сферы.
Исследование показало, что у детей 1 группы коррекционно-развивающие занятия на фоне БАК дали выраженный парциальный положительный эффект в отношении эмоциональных проявлений, который постепенно нарастал к концу курсового лечения. Прежде всего улучшился фон настроения. Положительная окраска фона настроения стала более выраженной и стабильной, эмоциональные проявления - более адекватными, уменьшились аффективные реакции, но умеренная психоэмоциональная лабильность сохранилась.
Более выраженный эффект сочетанного использования коррекционно-развивающих занятий на фоне сеансов БАК наблюдался у детей 2 группы. Позитивные изменения коснулись фона настроения (индифферентный изменился на стабильно положительный). Дети чаще стали смеяться, радоваться. Эмоциональные реакции стали более адекватные, яркие, живые, уменьшились тревожность и напряжение на фоне дискомфорта и эмоциональных нагрузок.
Исчезли импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей, близких, но на фоне утомления и чрезмерного эмоционального дискомфорта в ряде случаев продолжала наблюдаться аутоагрессия. После повторного курса аутоагрессия не наблюдалась.
Во взаимоотношении с окружающими у всех детей 2 группы после курса реабилитации отмечалась доброжелательность, покладистость, уменьшение стереотипий, как в эмоциональных проявлениях, так и в поведении в целом. Появился интерес к деятельности окружающих.
Речевое развитие у детей с 1-м уровнем речевого развития перешло на более высокий уровень. Появились элементы общеупотребительной речи. Словарь увеличился, хотя и остался ограничен лепетными и искаженными словами. В речи появились общеупотребительные слова, обозначающие бытовые предметы, названия действий и признаков. Наблюдалось стремление к употреблению простых грамматических форм, существительных и глаголов. У детей со 2 уровнем речевого развития увеличился словарный запас, появилось больше слов для общения.
Позитивные изменения, касающиеся эмоциональной сферы у детей 1 и 2 группы были достаточно стойкими. В целом, по методике А.Н. Соколова в ходе процедур БАК наблюдалось достоверное снижение оценки нарушений эмоционально-волевой сферы с 5 до 4 баллов.
В контрольной группе из 20 детей подобных достоверных изменений за соответствующий промежуток времени (45 дней) не наблюдалось. По методике А.Н. Соколова оценка нарушений эмоционально-волевой сферы сохранялась на уровне 5 баллов. Достоверных изменений в речевой сфере также не наблюдалось. Многолетняя практика лечения детей с диагнозом ЗПР показывает, что достоверные положительные сдвиги психического развития могут наблюдаться только после 4-6-ти месячного курса лечебных мероприятий, включающих медикаментозное лечение с логопедией.
Таким образом, БАК совместно с психо-коррекционными мероприятиями становится эффективным средством в системе комплексной реабилитации детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследование показало, что применение БАК в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями оказывает стойкий и положительный эффект в эмоциональной сфере, который способствует дальнейшему развитию таких детей.
Автор: Д.Б. Мирошников, А.Н. Соколов, В.М. Шайтор, Е.А. Пономарева, К.В. Константинов